ОТРЫВОК ИЗ РАБОТЫ:
На современном этапе развития
общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного
отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Для
формирования такого отношения младший возраст считается наиболее
сенситивным. Поэтому в «Концепции дошкольного воспитания» (В.В.
Давыдов, В.А. Петровский и другие) выдвигается идея гуманизации
дошкольного образования, в которой декларируется приоритет воспитания
общечеловеческих ценностей: доброты, красоты, истины [23]. Новая
педагогическая парадигма предполагает построение личностно-
ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс
основывается на взаимопонимании, сопереживании и эмоциональной
отзывчивости субъектов общения. В.А. Сухомлинский утверждал, что
отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое
драгоценное достояние человека.
В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость
рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного
воспитания. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович понимают отзывчивость как
эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как
основную форму проявления действенного эмоционального отношения к
другим людям, включающую сопереживание и сочувствие [17]. М.С.
Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве
главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и
общении между людьми
Введение………………………………………………………………………..8
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования отзывчивости у
детей в старшем дошкольном возрасте ……………………………………. 13
1.1 Понятие эмоциональная отзывчивость в дошкольном возрасте ………13
1.2 Содержание работы в ДОУ по воспитанию отзывчивости в старшем
дошкольном возрасте …………………………………………….…….…….21
1.3 Методы, формы и средства воспитания отзывчивости у старших
дошкольников ……………………………………………………………..….26
Выводы по первой главе …………………………………………………..…32
Глава 2. Эмпирическая работа по формированию отзывчивости у детей
старшего дошкольного возраста в игровых ситуациях ……………………….35
2.1 Характеристика методов и базы исследования …………………………..35
2.2 Реализация комплекса игровых ситуаций по формированию
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………49
2.3 Результаты реализации работы по формированию эмоциональной
отзывчивости у детей в старшем дошкольном возрасте в игровых
ситуациях………………………………………………………………………54
Выводы по второй главе……………………………………………..….……61
Заключение….…………………………………………….…………..……..63
Список используемых источников………………………………….………65
Приложение……..……………………………………………………………..72