Умственное развитие в этот период проходит через три стадии [20]:
1. усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей
и построение их моделей;
2. устранение развернутых действий с эталонами и формирование
действий в моделях;
3. устранение моделей и переход к умственным действиям со
свойствами вещей и их отношениями.
Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием.
Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет
на их развитие в зависимости от метода обучения.
Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе
обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач,
формирование необходимых для их решения действий (мыслительных,
речевых, перцептивных и т. д.), превращение этих действий в операции более
сложных действий, образование обобщений и их применение к новым
конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей
организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общения с
учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные
взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе
влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив они
включаются в разные виды внеклассной и внешкольной деятельности