ОТРЫВОК ИЗ РАБОТЫ:
Произведения многих писателей и поэтов рождались под влиянием
музыки. Для одних она являлась сильнейшим вдохновителем на протяжении
всего творчества, для других – служила импульсом для написания
определенных произведений. Вопросам взаимодействия музыки и
литературы, проблемам интермедиальности посвящено множество статей и
монографических работ. В частности, это труды Б.В. Асафьева 1 ,
И.Е. Борисовой 2 , М.С. Каган 3 , Е.Н. Азначеевой 4 , П. Фридриха 5 и др.
Исследователи изучают взаимосвязь музыки и литературы в различных
аспектах, классифицируя бесконечное многообразие их взаимодействий с
разных точек зрения. Исследователи отмечают два типа присутствия музыки
в литературе: первый – сходство литературного произведения с принципами,
приемами, присущими музыке и второй – связанный с описанием
произведений, всевозможные отсылки к реально существующим или
выдуманным опусам (подробнее об этом мы рассказываем в 1 главе). Анализ
взаимоотношений музыки и литературы определил глубокую степень их
схожести этих двух искусств, но в то же время раскрыл особенные
характеристики каждого
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
1.1 Изучение взаимодействия музыки и литературы в современной науке 7
1.2. Роль музыки в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского 13
1.3 Функции музыки в повести «Неточка Незванова» и романе
«Преступление и наказание» 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
2.1. Творчество Ф.М. Достоевского в школе: анализ вариативных программ
34
2.2. Анализ школьных учебников: подходы к изучению творчества
Ф.М. Достоевского на уроках литературы в 10-м классе 42
2.3. Методические рекомендации для учителя: анализ музыкальных
элементов в романе «Преступление и наказание» на разных этапах его
изучения 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87