ВВЕДЕНИЕ Если всякое исследование, касающееся религии, имеет крайне важное значение, то
преимущественно привлекают к себе наше внимание два вопроса, а именно: об основании
религии в разуме и о ее происхождении из природы человека. К счастью, на первый из них,
наиболее важный, может быть дан самый очевидный или по крайней мере самый ясный
ответ. Весь строй природы свидетельствует о существовании разумного Творца, и ни один
рассудительный исследователь при серьезном размышлении не будет в состоянии хотя бы
на минуту отойти от веры в изначальные принципы истинного теизма и религии. Но другой
вопрос, касающийся происхождения религии из природы человека, представляет несколько
больше трудностей. Вера в невидимую разумную силу, правда, была весьма широко
распространена среди человеческого рода всюду во все времена, но, во-первых, она, быть
может, не была настолько всеобщей, чтобы не допускать исключений, а, во-вторых,
вызванные ею идеи вовсе не отличались единообразием. С одной стороны, были открыты
некоторые народы, не обладающие никакими религиозными чувствами, если только можно
поверить путешественникам и историкам; с другой—нет таких двух народов и вряд ли
найдутся два таких человека, которые в точности сходились бы в этих своих чувствах.
Итак, данная предвзятая идея, по-видимому, не порождается каким-либо особым
инстинктом или же первичным естественным впечатлением вроде тех, которые дают
начало себялюбию, половой любви, любви к потомству, благодарности, мстительности,
ведь каждый из этих инстинктов, как оказалось, абсолютно всеобщ у всех народов и во все
времена и каждому из них всегда соответствует точно определенный объект, к
достижению которого он неуклонно стремится. Начальные религиозные принципы должны
быть вторичными, т. е. такими, которые легко поддаются извращению в силу различных
случайностей и причин и действие которых в отдельных случаях вследствие необычного
стечения обстоятельств также может быть полностью предотвращено. Рассмотрение
тех принципов, которые порождают первоначальную веру, а также тех случайностей и
причин, которые направляют ее действия, и составляет предмет настоящего
исследований.