ОТРЫВОК ИЗ РАБОТЫ:
В Новом Завете глагол askein употребляется в Деян.24:16 «И
сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми». В
Св.Писании Св. апостол Павел использует синонимы: gumnazw «упражнять,
тренировать» и gumnasia «упражнение». Господь Иисус Христос в Евангелии
указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения
Царства Божия: «Царство Небесное силой берется и употребляющий
усилие достигает Его" (Мф.11:12). Совершенствование души может
осуществляться путем поста, воздержания, нестяжания: «А ты, когда
постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться
постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец
твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17–18). «…есть скопцы,
которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может
вместить, да вместит» (Мф.19:12); «Иисус сказал ему: если хочешь быть
совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь
сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21).
Вопросы для самостоятельной работы
1. Какие внешние образы аскезы приводит нам Священное
Писание?
2. В чём состоит смысл христианской аскезы?
3. В чём состоит внутренняя суть монашества?
4. Назовите три ступени пути человека к Богу и объясните смысл
каждой из них.
5. Назовите виды молитвы. Почему человеку необходимы разные
виды и формы молитвы?
6. В чём состоит аскетическое значение соборной молитвы?
7. В чём состоит значение Иисусовой молитвы для человека?
8. В чём состоит различие понимания терминов «святость» и
«обожение» у святых отцов?
9. Начало монашества в Египте. Преп. Антоний Великий.
10. Преп. Пахомий Великий и общежительные монастыри.